Мурга Георге

Георге МургаГеорге Мурга
1876-1941
"Музыка схожа с пчелой, которая производит не только сладкий мед, но может и ужалить. Она ласкает, подобно тому, как солнце в весеннюю пору ласкает цветы. Но она же может сжечь тебя, подобно лучам знойного солнца".

Георге Мурга.

В одном оркестре с Георге Мургой долгие годы играл один лаутар, который впоследствии вспоминал: «Его игра нравилась всем потому, что в ней можно было услышать горькие переживания народа о тяжелом прошлом, о светлой сегодняшней жизни… Когда Георге начинал играть дойну, казалось, что разливается спокойно и ровно бурный и тревожный, широкий и дальний Днестр, несущий воды в необъятное море. А когда начинал играть мелодию танца, - казалось, что сорвался ветер в поле, колыша все вокруг, подымая клубы в веселом танце».

Родиной Георге Мурги были Дубоссары. Здесь в 1876 году в крестьянской семье, в доме на живописном берегу старого Днестра, родился будущий лаутар.

И его отец, и старшие братья играли на различных музыкальных инструментах. Такая музыкальная среда повлияла на Георге, и он с детства полюбил музыку. По традициям того времени, мальчик научился играть на скрипке у своего отца. Но не только лаутарской профессии научил сына старый Мурга. Он научил его страстно любить народную музыку.

Георге Мурга с мастерством играл на трубе и контрабасе, но любимым его инструментом оставалась скрипка.

До Великой Октябрьской социалистической революции Георге Мурга с небольшой группой музыкантов, а порою и в одиночку, играл на свадьбах, народных гуляньях, на жоках в селах, расположенных недалеко от Дубоссар, Григориополя, Тирасполя, в бессарабских селах. Нередко он играл бесплатно для бедняков.

В романе «Диминяца пе Нистру» («Утро на Днестре») наш земляк писатель Ион Канна пишет:
«Старосту ожидала и другая неприятность. Подвода, посланная в Дубоссары за лаутарами, вернулась пустой.
– Где Мурга? – в бешенстве спросил Урекету.
– Уехал в Дойбаны, – ответил возница, – там сегодня молодежь устроила жок.
– Надо было сказать, что ему уплатили бы вдвойне!
– Все равно не приехал бы, господин староста. Мурга говорит, что деньги ему не нужны, он играет для народа».

Во время гражданской войны лаутар Мурга играл для воинов Красной Армии. Одно время он с ансамблем музыкантов находился в одной из армейских частей, боровшихся за установление Советской власти. После образования в 1924 году Молдавской Автономной Социалистической республики и в первые годы ее существования небывалое развитие получила художественная самодеятельность. Георге Мурга и занялся этой отраслью культуры. Скрипка лаутара играла для рабочих городов, для тружеников полей, частенько она звучала и в радиопередачах.

В 1933 году Георге Мурга становится артистом молдавского радио в тогдашней столице республики городе Тирасполь. Сначала руководил инструментальным трио, а после увеличения его состава – Молдавским национальным ансамблем.

Руководимый Георге Мургой Молдавский национальный ансамбль давал концерты в районах республики, иногда вместе с хоровой капеллой «Дойна». В 1939 году участвовал в республиканских празднествах по случаю 15-летия Молдавской АССР. В том же году Молдавский национальный ансамбль принял участие в Декаде молдавского искусства в городе Киеве. Вместе с хоровой капеллой «Дойна» ансамбль выступает в концертах по радио в городе Москва, а молдавские песни и инструментальные мелодии записываются на грампластинки. Последнее было настоящим событием: молдавский ансамбль лаутаров впервые записали на грампластинку.

Георге Мурга скончался в 1941 году после тяжелой болезни. Память о знаменитом молдавском лаутаре до сих пор жива в народе. Георге Мурга был знаменитым музыкантом. Он исполнял не только старинную народную инструментальную музыку, но и произведения (народные танцы) о новой жизни молдавского народа. Лучшим из таких произведений является народный танец «Букурия»(«Радость»).

Особое место в репертуаре Георгия Мурги занимали дойны. Пьесы, называвшиеся «дойна-жок», были разными: одни миниатюрые, другие больших размеров, как концертные фантазии, в которые скрипач-лаутар вносил собственные мелодические обороты.

Придерживаясь в дойне и жоке принципа вариационности, Георге Мурга пользуется скрипичными техническими приемами: форшлагами, трелями, пассажами, двойными нотами и др. Современники Георге Мурги вспоминают, что лаутар талантливо подражал на скрипке пению разных птиц: жаворонка, соловья, малиновки и др. Эти приемы были совершенны при исполнении им известной пьесы «Чокырлия».

Георге Мурга играл множество других произведений: песенные мелодии, романсы, молдавские народные танцы, пьесы «для слушания». Некоторые из них звучат и сегодня с грампластинок, выпущенных в Москве массовым тиражом. Они стали известны широкому кругу слушателей.

В 1960 году московским издательством «Советский композитор» издается книга Бориса Яковлевича Котлярова «Георгий Мурга: молдавский народный музыкант, 1876—1941».

В 1991 году Дубоссарской музыкальной школе было присвоено имя нашего славного земляка, знаменитого народного музыканта – лаутара Георге Мургу