Стрельбицкий Михаил

Типографский герб СтрельбицкогоТипографский герб Стрельбицкого
Михаил Стрельбицкий - уроженец украинского города Миргород. Является видным деятелем культуры, гравером, талантливым печатником и переводчиком.

В Молдавии поселился в середине XVIII века и прожил здесь с небольшими перерывами 50 лет, из которых около 40 посвятил книгопечатанию. Примерно с 1752 года он развернул широкую деятельность в качестве печатника и гравера в типографии Молдавской митрополии.

Первая гравюра М. Стрельбицкого датирована 1756 годом, а первое самостоятельное печатное издание – 1772 годом.

В 1778 году Михаил Стрельбицкий арендует митрополичью типографию и выпускает книги, в большей части, церковного содержания, которые украшает собственными гравюрами: «Катавасиер» (1778 г.), «Псалтырь пророка и царя Давида» (1782 г.) и др. В 1785 году открывает собственную типографию, названную «политической», то есть гражданской, где в отличие от митрополичьей отец Михаил выпускает литературу и гражданского содержания.

Особый период в деятельности М. Стрельбицкого составляет дубоссарский (1792-1794). После присоединения к России в 1791 году Левобережного Приднестровья местечко Дубоссары приобрело важное значение населенного пункта, служившего границей с Османской Империей. Именно тогда город Дубоссары предполагалось превратить в первый уездный город. Здесь и решил обосновать свою типографию Михаил Стрельбицкий.

Букварь Стрельбицкий

Букварь СтрельбицкийБукварь
Дубоссары: Типогр. М. Стрельбицкий, 1794 г.

Букварь СтрельбицкийМонограмма Митрополита Гавриила, в книге
«Катавасиер», 1778 г.

Из рескрипта Екатерины II, подписанного 16 мая 1792 года: «Молдавскому протопопу Михаилу Стрельбицкому в награждение службы его, оказанной нам в течение минувшей с Турками войны, повелеваем отвесть землю в Дубоссарах для водворения его и позволить ему завести тамо типографию для печатания книг на греческом, российском, молдавском и прочих языках, производя ему пенсию по триста рублей в год»…

В основанной им в Дубоссарах типографии Стрельбицкий выпускает большим тиражом ряд учебников, несколько переведенных книг для широкого круга читателей. Так, например, в 1792 г. Михаил Стрельбицкий выпустил «Букварь», который, по мнению специалистов, представляет собой измененное по внешнему виду и содержанию переиздание «Букваря» митрополита Якова Путнянул (1755г.). В Дубоссарах увидели свет и «Букварь, или начальное обучение хотящим учиться книг письмены славенскими» на славянском языке (1794г.).

В 1796 году Михаил Стрельбицкий открывает типографию в Могилеве, на границе с молдавским княжеством. Его последняя датированная книга «Букварь» вышла здесь в 1800 году. Михаил Стрельбицкий принимает участие в организации типографии при Нямецком монастыре. В целом его издания отличаются от изданий Д. Сотириовича (первого в Молдове частного типографа и издателя) более широкой тематикой. Кроме того, он впервые придал молдавской книге выраженное светское направление.

Большую роль в расширении молдавско-русско-украинских культурных и книжных связей сыграло печатание им литературы и учебников молдавского и русского языков. Его дубоссарские и могилевские буквари способствовали дальнейшему развитию школы, народного образования, распространению грамотности в княжестве.

Среди светских книг, изданных Михаилом Стрельбицким - «Толкователь знаков человеческих» швейцарского ученого И. Лафатера, «Поезии ноо» молдавского поэта И. Кантакузино (Дубоссары, 1796), первый сборник оригинальных и переводных стихов на молдавском языке «Александрия» (Могилев, 1796), «Повесть о памятных приключениях четырех русских моряков на острове Шпицбергене» и другие.

По подсчетам специалистов, Михаилом Стрельбицким было выпущено не менее 32 книг, из которых 14 светского содержания.

О богатом профессиональном опыте М. Стрельбицкого как гравера и мастера свидетельствуют многочисленные иллюстрации, гравюры, виньетки, заставки к изданиям. Так на титуле «Прэвэлиоара» (1784) изображен митрополит Молдавии Гавриил (который тоже жил в Дубоссарах) в роскошном облачении в момент службы, окруженный ангелами и святыми. Клубящиеся облака, сень, графление пола на черно-белые ромбы придают гравюре парадный характер.

Типографскую манеру резчика характеризует увлечение барочными украшеничми, грамотное построение листа. Нередко подпись автора на картуше с барочными загибами занимает весь угол или центральное место иллюстрации. Картуш герба, увитый гирляндами и увенчанный коронкой, поддерживают два ангелочка-путти. В картуше – якорь, две маленькие звезды и инициалы автора «МС».

Книгоиздательская деятельность Михаила Стрельбицкого явилась важным этапом в истории молдавской печатной книги.