О проекте Конституции ПМР

9 февраля 2011 г. в 22:51
Конституция ПМРГруппой депутатов Верховного Совета в качестве главного обоснования необходимости внесения изменений в Конституцию ПМР выдвигается курс на гармонизацию законодательства ПМР и РФ.

В связи с этим обращают на себя внимание двойные стандарты при осуществлении названного курса. Пример - ущемление прав Президента ПМР в сравнении с российским в части назначения референдума.

В ст. 62 Конституции ПМР и в ст. 70 проекта Конституционного Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики» (далее - Проект) право принятия решения о проведении референдума принадлежит Верховному Совету ПМР, а согласно ст. 84 Конституции РФ - Президенту РФ. Если глава государства не имеет права спросить мнение народа, это уже не глава.

В ст. 130 Конституции РФ говорится, что местное самоуправление в РФ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. О референдуме как механизме местного самоуправления ни в Конституции ПМР, ни в Проекте внесения изменений в нее ничего не говорится. Почему? Слушать и слышать народ не хотим?

Конституция ПМР и Проект обязывают Президента ПМР гарантировать выполнение Конституции и законов ПМР, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти. Чтобы он мог выполнить эти обязанности, он должен быть наделен в полной мере соответствующими полномочиями.

Конституция ПМР предусматривает равенство законодательной и исполнительной ветвей власти, однако вопросы функционирования Правительства (исполнительной власти) недостаточно проработаны. Перекос в сторону Верховного Совета ПМР просматривается даже во взаимодействии Верховного Совета и Президента.

Согласно статье 65 Проекта (ст. 72 Конституции ПМР), Президент ПМР издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории ПМР. При этом оговаривается, что указы и распоряжения являются правовыми актами, имеющими подзаконный характер, то есть юридически они низводятся до уровня инструкции, изданной на основании и во исполнение обычного закона.

В Конституции РФ такой оговорки нет. Здесь уже явно недостаточно говорить об отсутствии какой-то гармонизации законодательств. Можно было бы не обращать внимания на эту несуразицу, как поступали полтора десятка лет. Но в наше неспокойное время возникает очень много моментов, неурегулированных законами. Строго следуя Регламенту Верховного Совета ПМР, на принятие обычного закона уходит около 4 месяцев, а конституционного – около полугода (только между 1-м и 2-м чтениями должно быть не менее 2 месяцев, а между 2-м и 3-м – не менее месяца).

Жить без правового акта, по статусу приравненного к закону, - это значит, привести государство к хаосу. Подзаконный акт не может служить основанием для привлечения к ответственности лица, не выполняющего указы и распоряжения Президента ПМР. Наличие такого положения в Конституции ПМР не позволит Президенту ПМР выполнить возложенные на него обязанности, а положение Конституции о том, что указы и постановления обязательны для исполнения превращаются в благое пожелание. И не более того.

Не понятно, почему статьей 59 Проекта функции Президента ПМР ограничены разработкой концепции внутренней и внешней политики государства и принятием мер к ее реализации, тогда как статьей 80 Конституции РФ Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Это же несопоставимые полномочия. За конечный результат должен нести ответственность не тот, кто разрабатывает всего лишь концепцию (то есть направления, а не конкретную суть) и выполняет то, что кто-то определил, а тот, кто определяет политику. Если Верховный Совет ПМР решил присвоить себе право определять, то он должен и отвечать за результаты. Поскольку ответственность возложена на Президента ПМР, то он должен и определять, а не быть бесправным советником у Верховного Совета и грушей для тренировки боксеров.

Авторы Проекта, ратуя за гармонизацию, пытаясь ограничить права Президента ПМР, вносят дисгармонию в законодательство ПМР и РФ и превращают наше государство во «всадника без головы». Так мы получим своих Ю. Тимошенко и В.Ющенко или чехарду Молдовы.

Государства могут быть с разной формой правления. Но, как показывает жизнь, чем сложнее ситуация, тем эффективнее президентская форма. Как бывший депутат Верховного Совета ПМР, говорю: парламентская форма правления очень медлительная, болтливая («парле» на французском означает «говорить»). Кроме того, она безответственная. Власть в нынешнее время уподобляется пожарному, который без рассуждений должен тушить пожар.

И еще. Хватит играть в «цивилизованную страну в самом центре Европы». Из статьи 35 Конституции ПМР надо исключить «Принудительный труд запрещен», благодаря которому бездельника, промышляющего воровством, невозможно заставить работать даже в тюрьме, и он сидит на шее налогоплательщика. И не он, а власть ждет не дождется, когда же у него закончится срок, так как у государства нет средств на его содержание.

В. Дюкарев, г. Дубоссары, депутат ВС ПМР I и II созывов.

Вы можете листать страницы, используя стрелки ← и → на клавиатуре.